Вопрос: Зачем вы вдохновляете своих учеников принимать участие и организовывать соревнования, требующие выносливости, такие как триатлон или забеги на длинные дистанции?
Шри Чинмой: Я воодушевляю и вдохновляю своих учеников организовывать и принимать участие в триатлоне, забегах на длинные и короткие дистанции именно потому, что чувствую, что мир нуждается в динамизме. Внешний мир нуждается в динамизме, а внутренний мир нуждается в покое. Мы все искатели, поэтому мы молимся и медитируем, чтобы обрести покой. Кроме того, мы чувствуем, что, если можем быть динамичными, тогда мы многое сумеем совершить в своей внешней жизни. Чтобы быть динамичными, нам нужно быть физически в форме каждый момент, и бег значительно помогает нам поддерживать физическую форму. К тому же, бег напоминает нам о нашем вечном путешествии, в котором мы идем, маршируем и бежим по Дороге Вечности к нашей вечной Цели.
Вопрос: Какая духовная цель соревновательных видов спорта?
Шри Чинмой: Нашей целью не является стать лучшим в мире атлетом. Наша цель — поддерживать тело в форме, развивать динамизм и давать виталу невинную радость. Нашей целью должно быть не превосхождение других, а постоянное превосхождение своих собственных прежних достижений. Мы не можем правильно оценить свою способность до тех пор, пока не имеем определенного стандарта сравнения. Поэтому мы соревнуемся не для того, чтобы победить других, а чтобы вывести на передний план свою собственную способность. Наша наилучшая способность выходит вперед только тогда, когда вокруг нас есть другие люди. Они вдохновляют нас вывести вперед нашу предельную способность, а мы вдохновляем их вывести вперед их предельную способность. Вот для чего у нас есть соревновательные виды спорта. Всегда должна быть цель. Иметь цель не означает, что нам нужно пытаться победить лучших в мире бегунов, совсем нет. В духовной жизни нет соревнования. Но есть нечто очень существенное, необходимое и неизбежное, что мы называем прогрессом. Нашей целью должен быть наш собственный прогресс, а прогресс сам по себе является наиболее просветляющим переживанием. Скажем, мы хотим совершать прогресс, мы хотим превосходить себя. Но если кто-то рядом с нами, немедленно его ум или наш ум начинает думать, что мы соревнуемся. В обычной жизни мы соревнуемся с другими, чтобы добиться превосходства. Но в духовной жизни мы не соревнуемся с другими. Мы только стараемся превзойти свою собственную способность. Мы можем думать о себе как о двух половинах: несовершенство — это одна половина, а наш искренний зов о совершенстве — другая половина. Одна сторона — это слабость, а другая сторона — это сила. С нашим внутренним зовом о совершенстве давайте бежать к нашему предназначению и достигать берега просветления. Когда наше существо полностью просветлено, тогда темные, невежественные силы боятся приблизиться к нам. Пока мы не достигли цели, они бросают нам вызов. Но как только мы достигаем цели-просветления, невежественные силы уже не осмеливаются подходить к нам, поскольку чувствуют, что будут полностью разрушены. Они не знают, что будут просто просветлены и преобразованы.
Вопрос: Действительно ли духовная жизнь меняет физическую форму?
Шри Чинмой: Да, духовная жизнь действительно меняет физическую форму, если, практикуя духовность, вы заботитесь о физическом. Существует много духовных Учителей, которые, практикуя духовность, заботятся также и о физическом. Я — один из них. Даже когда я был в Индии, я регулярно выполнял физические упражнения наряду с медитацией. Однако есть много Учителей, не заботящихся о физическом. У духовной жизни, действительно, есть способность изменить физическое, но если мы сознательно не используем духовную жизнь, чтобы помогать телу, то, естественно, тело будет откликаться только в ограниченной степени. Это зависит от искателя — хочет ли он, чтобы его духовная жизнь вошла в его сознание-тело, или он хочет иметь два отдельных существования. Я чувствую, что оба должны идти рядом. Но, с другой стороны, это бесполезно, если тело становится сильным, а человек не устремляется. Тело и душа должны продвигаться в духовном путешествии одновременно.
Вопрос: Насколько важно для духовного устремленного оставаться в хорошей физической форме?
Шри Чинмой: Физическая форма имеет огромное значение в нашей жизни. Если тело находится в хорошем состоянии, тогда мы можем хорошо выполнять все обязанности своей жизни. Поэтому важно бегать или выполнять физические упражнения каждый день, чтобы стать сильным, здоровым и динамичным. Если мы в хорошей физической форме, мы сможем не позволить болезням и другим непрошеным гостям войти в нас. В прошлом люди заботились о физической форме, поскольку знали, что если у них здоровое тело, тогда они смогут дольше оставаться на земле. Если они были духовными, они чувствовали, что здоровое тело позволит им продолжать молиться и медитировать намного больше лет. Сегодня мы также знаем, что если тело будет полно болезней, то мы не сможем хорошо молиться и медитировать. Неделями и месяцами мы можем страдать как физически, так и духовно. У нас есть тело и душа. Духовному человеку нужно придавать равное значение и телу и душе. Если он уделяет внимание только телу, если он становится физически сильным, но духовно очень слабым, тогда у него не будет покоя ума или внутреннего счастья. С другой стороны, если он уделяет внимание только молитве и медитации и отвергает тело, то его тело не будет подходящим инструментом для открытия и проявления Бога. Утром он будет пытаться молиться Богу, но ему придется остановиться из-за головной боли, проблем с желудком и тому подобного. Если не делать никаких физических упражнений вообще, то физическое будет оставаться темным, летаргическим и будет настоящим препятствием для устремленного. Если физическое сознание не устремляется, оно будет оставаться отделенным от души. Тогда, можете быть уверены, вы никогда не будете способны достичь совершенства. Физическое по-своему должно устремляться, чтобы увеличить свою способность удерживать свет. Тогда физическое будет помогать духовному и вы получите возможность устремляться и проявлять намного больше. Поэтому физическая форма и духовность должны идти вместе. Это все равно что иметь две ноги. С одной ногой я не могу идти: мне необходимы две ноги, чтобы достичь своего назначения.
Вопрос: Не противоречат ли занятия спортом духовным традициям?
Шри Чинмой: Существует множество индийских ашрамов, где говорят, что бег не предназначен для духовных людей. Они также говорят, что пение — это трата времени впустую. Некоторые духовные Учители скажут: «Пение — это сплошной витал. Бег — для животных в джунглях». Поэтому, когда я прошу своих учеников петь духовные песни и заниматься спортом, мы уже сражаемся со старой традицией. И она не очень уж старая. По абсолютно древней традиции, в Ведические времена и во времена Махабхараты практиковали стрельбу из лука и тому подобное; люди были физически сильными. Затем пришла эра склонных к сонливости людей, и они очень тонко отделили духовность от физического, витала и ума. Они создали между ними огромный разрыв и сказали: «Если вы духовны, вы не можете заниматься физически, а если вы физически активны, вы не можете молиться и медитировать». Но мы говорим: «Нет, духовность может быть в физическом и физическое может быть в духовном». Такова наша философия. Утром вы молитесь и затем отправляетесь бегать. Так что вы делаете все вместе. В этот момент вы делаете шаг левой ногой, в следующий момент — правой ногой. Вы совершаете внешний бег, и вы совершаете внутренний бег. Внутренне вы концентрируетесь, а внешне вы делаете упражнения. Так что ваше тело и душа идут вместе. Если у тела будет полная вера в душу и оно захочет идти к душе напрямую, без помощи витала, ума или даже сердца, — что тогда произойдет? Когда витал увидит, что физическое сознание все время находится в душе и тело излучает свет, витал станет несчастным. Вначале он станет завистливым, затем капитулирует и тоже отправится к душе. Затем стоит уму увидеть, что и тело, и витал вместе с душой, он также отправится туда. Затем сердце скажет: «О Боже мой, я так глупо. Так много раз я было с душой. Почему теперь я не нахожусь там?» И тогда оно также пойдет. Поэтому если тело может поддерживать прямую связь с душой, то витал, ум и сердце тоже последуют. Но что-то одно из них должно быть убеждено, что душа всегда права. Либо ум, либо витал, либо тело должно быть убеждено. Поэтому если душа сможет убедить одного из членов семьи, тогда последуют и другие.
Вопрос: Вы считаете, что сегодня люди склонны к бегу как к дополнению своей духовной жизни?
Шри Чинмой: Вы используете термин «духовность». Но в данном случае давайте будем пользоваться термином «счастье». Каждый хочет быть счастливым. Существует много способов быть счастливыми. Но многие люди открыли, что бег является наиболее эффективным способом обрести счастье. Бег требует не только подготовленности тела, но и подготовленности витала, ума и сердца. Иногда тело достаточно готово для бега, но ум еще не готов. Иногда ум хочет бежать, но тело не желает сотрудничать. Когда дело касается бега, все члены семьи — тело, витал, ум и сердце — должны работать вместе. Это напоминает сбор семьи, семейный вечер, на который глава семьи приглашает всех членов семьи. Если один сын приходит, а другой — нет, родитель не может быть счастлив. Через бег душа хочет предложить праздник всем своим детям. Ее счастье не будет полным, если хотя бы один член семьи — тело, витал, ум или сердце — не принимает участия. То, что делает бег, — это сохраняет тело, витал, ум и сердце в хорошей форме, чтобы душа могла обрести полное счастье. Душа счастлива, когда видит, что все ее дети пришли насладиться праздником.
Вопрос: Действительно ли бег увеличивает духовную чистоту и скорость даже неустремленных людей?
Шри Чинмой: Определенно, он увеличивает скорость неустремленных людей, а также помогает их духовной чистоте. Для этого есть различные причины. Главная причина в том, что бег напоминает нам о нашей внутренней цели. Бежим ли мы к цели сознательно или нет, само наше чувство, что цель существует, значительно помогает нам. Существует множество людей, которые не осознают никакой цели, и они практически не совершают прогресса. Кроме того, есть те, кто осознают цель, но в то же время не делают того, что необходимо для достижения цели. Это подобно различным типам искателей в лодке. Одни наблюдают за морем и помогают рулевому, — это прекрасные искатели. Другие совсем не помогают рулевому, но, поскольку находятся в лодке, они прогрессируют. И есть те, которые вообще не в лодке. Они подобны людям, которые совсем не бегут, ни внутренне, ни внешне. Поэтому если кто-то может бежать, то неосознанно, если не сознательно, он будет знать о своем прогрессе, и эта осведомленность есть не что иное, как увеличение чистоты и скорости.