Вопрос: Как нам эффективно направить физическую энергию в духовную энергию?
Шри Чинмой: Нам нужно знать, что у физической энергии есть только один источник, и этот источник — духовная энергия. До тех пор пока мы остаемся в сознании тела, мы не осознаем этого. Но когда мы идем глубоко внутрь, мы видим, что духовная энергия является источником физической, витальной и ментальной энергии. Когда духовная энергия входит в физическое, она отчасти загрязняется. Она не способна поддерживать свою первозданную чистоту. То, в чем мы нуждаемся, — это в чистоте на внутреннем плане и посвящении на внешнем плане. Внутреннюю чистоту мы можем обрести через устремление, а внешнее посвящение приходит через постепенное внутреннее очищение и внутреннее осознание. Когда у нас есть и внутренняя чистота и внешнее посвящение, тогда духовная энергия входит в физическую энергию, и физическая энергия становится в это время дополняющей силой духовной энергии.
Вопрос: Почему некоторые бегуны любят бег, а другие ненавидят его?
Шри Чинмой: Такова жизнь. Иногда есть вещи, которые мне не нравятся, но я знаю, что они хороши для меня. Больше всего мне нравится индийская пища, но я ем другую пищу. Подобным образом некоторым людям больше всего нравится теннис или волейбол, но они все же будут бегать несколько миль в день, так же как и бегун мог бы играть несколько геймов в теннис. Все это дело интереса. У кого-то может быть интерес только к одному. А другой может интересоваться двумя или тремя видами спорта. Мне может больше всего нравиться одна пища, но если я буду есть пищу, которая нравится вам, я не умру, и вы не умрете, если будете есть пищу, которая нравится мне. Просто у каждого человека свои интересы. Если кто-то не любит бег, он все равно может бегать, но может не быть настолько сильным, как тот, кто бегает все время с настоящим энтузиазмом. Духовные люди часто любят бегать, поскольку это напоминает им об их внутреннем путешествии. Внешний бег напоминает им о том, что более высокая, более глубокая, более просветляющая и более исполняющая цель — впереди них во внутреннем мире, и по этой причине бег доставляет им настоящую радость.
Вопрос: Каковы наилучшие качества бега в сравнении с теннисом?
Шри Чинмой: Бег напоминает нам о нашем внутреннем предстоящем путешествии. Цель находится впереди, и мы бежим к цели. Это великое чувство, которое в конечном счете вырастает в великое достижение. Игра в теннис напоминает нам, что мы являемся инструментом. Теннисный мяч — это самоотверженный инструмент, всегда пытающийся радовать нас так, как мы того хотим. Как бы мы ни хотели ударить его, теннисный мяч покоряется. Он всегда готов слушать нас, чего бы мы не пожелали. Так что теннис напоминает нам о божественной цели стать совершенным инструментом Бога и радовать Бога так, как Он того желает, а бег напоминает нам о нашем непрерывном путешествии по Дороге Вечности к назначенной цели. Теннис и бег подобны двум путям, ведущим к одной и той же цели; оба они в конечном счете достигают цели, но достигают ее с разных сторон.
Вопрос: Я считаю себя игроком в теннис, а не бегуном. С одной стороны, я получаю больше радости от игры в теннис, но, с другой стороны, я получаю больше удовлетворения, когда бегу марафон. Почему так происходит?
Шри Чинмой: Вы можете часами и часами играть в теннис. Вам легко играть хорошо, и вы наслаждаетесь этим. Но люди получают больше удовлетворения, делая то, что они находят наиболее трудным. С одной стороны, мы любим делать то, что легко. Но, с другой стороны, мы также хотим радости, приходящей от совершения чего-то наиболее трудного. На другой стороне поля трава всегда зеленее. Свершение чего-то очень трудного дает нам намного больше радости. Если у нас есть теннисный мяч для игры, мы начнем искать баскетбольный, просто потому что у нас его нет. Но если бы у нас был баскетбольный мяч, мы бы принялись искать теннисный мяч. Кроме того, некоторые люди скажут, что им нужен и теннисный, и баскетбольный мяч. Здесь есть также и другой аспект. Хотя мы можем захотеть пробежать только 100 метров, мы хотим получить славу марафонского бега. Когда кто-то бежит марафон, его высоко ценят и им восхищаются. Поэтому мы чувствуем, что марафон намного важнее, чем бег на 100 метров. Наиболее трудное производит на нас самое сильное впечатление. Такова человеческая природа.
Вопрос: Как нам извлечь духовную пользу из тренировок в марафоне и марафонского бега?
Шри Чинмой: Марафон — это долгое путешествие. Конечно, существует также ультрамарафон, но марафон уникален, и будет всегда оставаться несравненным среди забегов на длинные дистанции. Так же как марафон — долгое путешествие на внешнем плане, так и духовность — это долгое, более долгое, самое долгое путешествие на внутреннем плане. Ваш собственный духовный бег не имеет рождения и смерти, он бесконечен. Когда вы бежите марафон, вы стараетесь совершить на физическом плане нечто наиболее трудное и недоступное. Когда вы совершаете его, оно доставляет вам радость, поскольку напоминает вам о том, что вы пытаетесь свершить на внутреннем плане. Так же как вы полны решимости завершить самое долгое путешествие на внешнем плане — марафон, так же вы полны решимости достичь цели в своем внутреннем путешествии. Одно путешествие всегда будет напоминать вам о другом. Внешнее путешествие напомнит вам о вашем внутреннем путешествии к Богоосознанию, а внутреннее путешествие напомнит вам о вашем внешнем путешествии к Богопроявлению.
Вопрос: Действительно ли триатлон имеет какое-то духовное или символическое значение?
Шри Чинмой: Я глубоко восхищаюсь теми, кто принимает участие в триатлоне. Плавание напоминает нам о нашей духовной жизни. Сейчас мы плаваем в море невежества, но молимся нашему Возлюбленному Всевышнему и медитируем о Нем, чтобы уметь плавать в море Света и Восторга. Когда мы бежим, это напоминает нам о нашем, не имеющем рождения и смерти, путешествии по Дороге Вечности. Затем, когда мы едем на велосипеде, мы напоминаем себе об эволюции, о том, как мир эволюционирует по кругу. Когда мы думаем о нашей планете, мы думаем о вращающемся колесе: наша жизнь тоже эволюционирует подобно колесу. Так что, езда на велосипеде напоминает нам о процессе эволюции и том, как все движется по кругу. Когда-то, в седом прошлом, мы жили в эру истины. Сейчас мы живем в эру лжи. Было время, когда истина безраздельно господствовала, но сейчас в каждый момент и в каждом месте мы видим, что безраздельно господствует ложь. Наша цель — снова возвратить золотую эпоху, когда истина будет нашим внутренним проводником и будет безраздельно господствовать. Таким образом, езда на велосипеде напоминает нам об эволюции внутренней и внешней. Я высоко ценю и восхищаюсь теми атлетами, которые имеют огромную способность в этих трех главных видах: беге, езде на велосипеде и плавании. Каждый вид так значителен. Мы хотим плавать в море Света и Восторга, а не в море невежества-ночи. Мы бежим по Дороге Вечности. И в процессе эволюции наш жизненный процесс, наша жизненная энергия вращаются так быстро. Чем быстрее мы сможем идти, тем скорее сможем иметь внешний успех и внутренний прогресс. И со своим внешним успехом и внутренним прогрессом мы сумеем прибыть к своей цели бесконечно быстрее, чем без них.
Вопрос: Иногда я чувствую, что марафонский бег напоминает борьбу жизни?
Шри Чинмой: Вы абсолютно правы. Когда кто-либо бежит марафон или другую длинную дистанцию, он знает что такое жизнь — борьба с начала до конца. Мы ожидаем в каждый момент, что члены нашей внутренней семьи — тело, витал, ум и сердце — будут сотрудничать. Но после нескольких миль возникает проблема: все они восстают. Все они говорят: «Сдавайся! Сходи с трассы!» Мы умоляем тело нести нас к финишной черте, но тело не слушается. Витал также не слушается, и ум постоянно отвергает идею. Затем мы теряем всю решимость. Таким образом, марафон дает нам наилучший пример борьбы человеческой жизни.