Вопрос: Насколько внимательным мне следует быть при выборе тренера? Какие качества мне следует искать?
Шри Чинмой: Некоторые тренеры знают много, чему стоит учиться, но они ведут очень небожественную жизнь. Если наряду с тренерскими способностями тренер обладает определенной духовностью, тогда считайтесь с ним. Однако даже если он хороший тренер, но полон агрессивных, низших витальных качеств, тогда будьте осторожны. Косвенно или неосознанно вы притянете в свою жизнь его небожественные качества. Мы неосознанно пытаемся соперничать с людьми. Многие, многие ученики разрушают свои жизни, обучаясь чему-то у своих учителей. Учитель может быть хорошим в своей особой сфере, но когда ученики влюблены в способности учителя, который не является духовным в широком смысле слова, тогда ученики неосознанно страдают. Они теряют свои идеалы. Вот почему я очень часто не советую своим ученикам брать специализированные уроки. Вам необходимо быть очень осторожным и разборчивым в том, чему вы собираетесь научиться у учителя, не затрагивая своей духовной жизни. Если вы очень опытны в духовной жизни и начинаете учиться у тренера, который не очень духовен, то, несмотря на то что вы начнете блистать во внешнем беге, на вашу жизнь может быть оказано неблагоприятное влияние. Может случиться, что ваша цель в жизни станет полностью иной и вы начнете игнорировать свою духовную жизнь. Это было бы ужасной ошибкой. Но, с другой стороны, вы можете быть довольно удачливы, встретив хорошего тренера. Ему не нужно быть учеником духовного Учителя, совсем нет. Он может быть духовным человеком и даже не осознавать свою духовность. Есть множество таких людей. Если это хороший человек, обладающий добротой, ясным умом и сочувствующим сердцем, тогда он более чем духовен. Бегун может развить очень сильные внутренние отношения с тренером. Что тогда происходит? Если на старте или даже во время забега, бегун призывает присутствие своего тренера — его стиль, его ободрение, его вдохновение и динамический толчок, тогда бегун может притянуть от своего тренера дополнительную энергию и дополнительную силу. Кроме того, предположим, что есть некий великий бегун, на которого вы глядите снизу вверх и делаете из него кумира. Даже если он не является вашим тренером, а вы сознательно призываете его душу во время забега, вы можете получить от него дополнительную силу и дополнительное вдохновение.
Вопрос: Я нахожу, что во время забега мое устремление сильно меняется, иногда поднимаясь, иногда опускаясь. Существует ли какой-то способ, чтобы я смог поддерживать свое устремление на протяжении всего состязания?
Шри Чинмой: Вот мой простой совет. Прежде чем начать забег, медитируйте очень одухотворенно пять минут. Постарайтесь почувствовать, что бегун не вы, а кто-то другой бежит в вас и через вас. Вы только свидетель, зритель. Поскольку бежит кто-то другой, вы совершенно свободно можете смотреть и наслаждаться. Иногда во время бега очень трудно наслаждаться состязанием. Либо соревновательный дух, либо разочарование убивает вас, или в вашем теле нет ментальной воли, и вы чувствуете, что буквально умираете. Возникает так много проблем. Но если перед стартом вы сможете убедить себя, что являетесь божественным наблюдающим и что кто-то другой бежит в вас, через вас и для вас, тогда страх, сомнение, разочарование, беспокойство и другие негативные силы не смогут напасть на ваш ум. Захватив ум, эти мысли пытаются войти в витал, а затем в физическое. Войдя в физическое, они создают напряжение и заставляют вас утратить всю силу вашей концентрации. Но если вы чувствуете, что не являетесь бегущим, если вы чувствуете, что наблюдаете за забегом с начала до конца, тогда эти силы не будут нападать на вас и напряжения не будет. Это единственный способ превзойти эти силы и поддерживать высочайшую концентрацию с начала до конца. Вот что делаю я. Как бегун я никуда не годен, но с самого начала я пытаюсь стать инструментом и заставить себя почувствовать, что кто-то другой, мой Возлюбленный Всевышний, бежит во мне и через меня. В самом начале забега я предлагаю свое сердце-благодарность Всевышнему, и в конце, после того как я закончил забег, я также предлагаю свою благодарность. Если я могу предложить одухотворенную благодарность моему Внутреннему Кормчему перед забегом, а также после забега, тогда не может быть разочарования, не может быть снижения устремления. Устремление и сила концентрации останутся прежними на протяжении всего забега.
Вопрос: Перед забегом на 400 метров я полон беспокойства. Я боюсь, что слишком устану, хотя по опыту знаю, что этот страх ни на чем не основан. Почему я так беспокоюсь?
Шри Чинмой: Вы бегали 400 метров много-много раз, и вы по-прежнему живы. Забег на 400 метров самый трудный, поскольку он требует и выносливости, и скорости. В большинстве забегов вам нужна либо скорость, либо выносливость. Для длинной дистанции вам нужна выносливость, а для короткой дистанции — скорость. Но 400 метров требуют и выносливости, и скорости. Так что прежде всего вам нужно признать, что это самый трудный забег. Но поскольку вы бегали эту дистанцию много-много раз, вы знаете, что не умрете. Трудность в вашем случае не в страхе перед усталостью, а в тонком страхе, что вы можете оказаться не первым, и это создает беспокойство. Фактически, вы не волнуетесь, что после 400 метров потеряете сознание и умрете. Такой страх был бы абсолютно необоснованным. Настоящий страх в том, что кто-то превзойдет вас. Вам нужно научиться различать беспокойство и бдительность. Беспокойство и бдительность — две различные динамические энергии. При беспокойстве вы всегда волнуетесь из-за других и сравниваете себя с ними. Но при бдительности вы просто хотите сделать наилучшее из того, что вы можете сделать. Когда стартер готов вот-вот произвести выстрел, вам следует быть бдительным, а не взволнованным. Вам следует сказать: «Если он придет первым, а я последним, не беда». Нет, пусть он сделает наилучшее; но вам тоже нужно сделать наилучшее, а это требует бдительности. Когда вы бежите, старайтесь чувствовать, что вы — единственный бегун в забеге. Прежде чем будет дан старт, не думайте о других, думайте только о себе: о том, что вы собираетесь бежать с максимальной скоростью. Вы хотите увидеть свои способности. Придете вы первым или последним — решать Богу. В таком случае вы будете оставаться бдительным, но не будете думать о других. При этом никакого беспокойства быть не может.
Вопрос: Как может внешняя улыбка помочь бегу?
Шри Чинмой: Внешняя улыбка может значительно помочь вашему бегу. Когда вы улыбаетесь, вы обезоруживаете своего противника. На время примите бег в качестве своего противника. Если во время сражения или борьбы с своим врагом, которым является бег, вы улыбнетесь, естественно, ваш враг утратит некоторую силу. Так что, улыбаясь, пойдите на хитрость со своим врагом. Это может звучать абсурдно, но уверяю вас, это верно. Просто думайте о мире бега как о враге и, улыбаясь, ослабьте силу этого врага.
Вопрос: Каким должно быть мое отношение, когда в моем забеге побеждает кто-то другой?
Шри Чинмой: В детстве мы учимся ходить только в результате многократных падений. Мы падаем, а затем поднимаемся вновь. Точно так же мы становимся быстрым бегуном лишь после многократных поражений в забегах. Мы становимся хорошими борцами, лишь будучи побежденными много раз. Если я расстроен, видя, что забег выигрывает кто-то другой, это мне не поможет. У него есть способность, поэтому он победит. У меня нет способности, поэтому я не выиграю. Но если я могу по достоинству оценить его скорость, тогда часть его способности автоматически войдет в меня. Через искреннее восхищение мы обретаем способность. Когда я вижу, как кто-то бежит очень быстро, я действительно чувствую себя этим человеком. Попросите меня бежать с самым быстрым бегуном, и я безнадежно отстану. Но когда он бежит, я получаю огромную радость, поскольку чувствую, что это я бегу предельно быстро. Если вы сможете отождествлять себя с успехами других людей, вместо того чтобы завидовать им, вы получите намного больше радости от жизни. И, конечно, если вы сможете отождествиться также и с их поражениями, вы научитесь сочувствию и доброте, а также обогатите свой собственный опыт.
Вопрос: Каково отношение побеждающего?
Шри Чинмой: Отношение побеждающего, с духовной точки зрения, это отношение самоотдачи. Если у вас есть искреннее отношение самоотдачи, тогда вы более чем готовы победить свое собственное невежество. В обычной человеческой жизни мы пытаемся победить, нанося поражение другим. В духовной жизни мы стараемся победить, побеждая неустремленное и небожественное в самих себе. Отношение победителя — это наше горячее стремление победить качества, которые не хотят прогрессировать или которые пытаются уничтожить нас.
Вопрос: Какое, на ваш взгляд, должно быть наилучшее отношение атлета к тренировкам и к соревнованиям, и как этим двум отношениям быть в гармонии?
Шри Чинмой: Во время тренировок атлету следует чувствовать, что он готовится стать прекрасным цветком. Затем, на соревнованиях, ему нужно чувствовать, что он вырос и стал прекрасным цветком и сейчас он полностью готов поместить себя к Стопам своего Господа Всевышнего. Но я говорю об атлете-искателе. Если атлет не является искателем, тогда ему нужно чувствовать, что для всего в жизни существует особый день. Чтобы этот особый день стал праздником, необходимо готовить себя долгое время. Это подобно заключительному экзамену. Во время заключительного экзамена мы видим результаты нашей подготовки. Так что это наиболее важный и значительный день. Атлет не может поддерживать свою сосредоточенность, свою готовность и свой энтузиазм на одном уровне в течение года. Поэтому в один определенный день, день соревнований, он должен собрать все необходимые хорошие качества, чтобы доказать всему миру, что он великолепный атлет.